Паспорт отхода? Что это и как заказать?

Паспорт отхода – документ, подробно описывающий физико-химические свойства, технологию образования и порядок утилизации вещества, которому, согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), присвоен I-IV класс опасности. Получить Паспорт отхода обязаны все предприятия и компании, деятельность которых связана с образованием, транспортировкой, хранением и утилизацией отходов, оказывающих негативное влияние на состояние окружающей среды и здоровье человека.

Классификация опасных отходов по степени опасности В зависимости от степени негативного влияния на природу отходы разделены на 5 классов:

I класс – чрезвычайно опасные отходы

II класс – отходы повышенной опасности;

III класс – представляющие умеренную опасность;

IV класс – малоопасные виды отходов;

V класс – практически безопасные;

Классы присваиваются промышленным и прочим отходам в соответствии со статьей 4.1. ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления».

Зачем нужен Паспорт отхода?

Оформлять специальный документ на отходы необходимо для законного ведения хозяйственной деятельности, связанной с оборотом опасных отходов. Только при наличии паспорта органы власти могут принять положительное решение по проекту и выдать разрешительную документацию на деятельность предприятия. Разработка и согласование Паспорта отходов преследует такие цели: защита окружающей среды, охрана жизни и здоровья населения региона; определение размеров экологических платежей для предприятия; стимулирование внедрения более современных утилизационных технологий и оборудования для переработки отходов; обоснование административной и уголовной ответственности за несоблюдение природоохранного законодательства и загрязнение окружающей среды.

Когда нужен Паспорт отхода?

Все этапы получения паспорта отхода в России регламентируются Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1026 “Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I – IV классов опасности” и Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242. Последний документ утверждает действующий федеральный классификационный каталог отходов (ФККО). Природоохранное законодательство в нашей стране требует обязательного оформления Паспорта отхода для всех веществ, способных нанести вред экологии и здоровью людей. К категории опасных относят отходы, проявляющие токсичность, пожароопасность, взрывоопасность, высокую реакционную способность и содержащие патогенные микроорганизмы, способные вызывать инфекционные заболевания человека. По закону паспорт отхода должен быть получен такими субъектами хозяйственной деятельности: все виды предприятий (промышленные, химические, нефтеперерабатывающие, медицинские и т.д.), деятельность которых сопровождается образованием отходов I– IV класса опасности; компании, специализирующиеся на транспортировке и утилизации отходов; офисы, торговые и развлекательные центры, производственные цеха и т.д., использующие в своей работе лампы дневного света, относящиеся к I классу опасности.

Когда не нужен паспорт отхода?

Всего в государственном каталоге выделено V классов опасности отходов, но вещества, относящиеся к категории практически безопасных (V класс), не требуют обязательной паспортизации. Но, для причисления к этому классу отработанного материала или мусора, берутся пробы на проведение биотестирования и выдается соответствующее заключение лаборатории. В остальных случаях учитываются особенности технологического процесса, конечным продуктом которого являются отходы, и рассматривается покомпонентно состав продукта. На основании полученных сведений аккредитованная лаборатория относит производственные отходы к одному из классов, обозначенных в Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО).

Какая информация вносится в Паспорт отхода?

Паспорт отхода не может составляться комплексно на все вредные вещества, образующиеся в процессе ведения хозяйственной деятельности. Отдельный паспорт оформляется на каждое опасное для экологии вещество. В этот документ вносят такие обязательные данные, касающиеся конкретного вещества:

  • Код и наименование отхода по ФККО.  Если опасное вещество, образующееся в качестве отхода, ранее изучено и внесено в федеральный классификационный каталог, код определяется по нормативным документам. Если вещество еще не внесено в каталог, заявитель должен самостоятельно инициировать процедуру определения опасности этого химического компонента,  внесения его в единый федеральный каталог ФККО и присвоения ему кода.
  • Компонентный состав отходов. В паспорте указывается точный химический состав образующихся отходов с указанием процентного содержания каждого компонента. Получается эта информация по результатам профессионального химического и биологического исследования проб, которые должны проводиться только в лабораториях, имеющих соответствующий уровень аккредитации. Если определить компонентный состав отходов невозможно, в силу их разложения или особенностей технологического процесса, паспорт заполняется по компонентному составу исходного вещества. В этой части паспорта отхода указывается также агрегатное состояние вещества (жидкость, газ, твердое тело).
  • Описание технологического процесса. В этой части паспорта подробно описывается схема и особенности технологического процесса, в ходе которого образуются отходы. Для согласования паспорта необходимо указать данные относительно всех химических веществ и физических воздействий, принимающих участие в промышленной технологии.
  • Класс опасности вещества. К паспорту должен прилагаться документ, определяющий степень опасности конкретного отхода для окружающей среды и людей. Таким документом обычно становится Свидетельство о классе опасности отхода, которое выдается территориальным органом Минприроды России.
  • Опасные свойства вещества. Описываются потенциально негативные последствия нерационального оборота и утилизации отходов на основе физико-химических свойств конкретного химического вещества. 

Для определения точного химического состава и свойств отходов необходимо провести анализ и получить экспертное заключение в аккредитованной лаборатории. Срок действия паспорта отхода неограничен при отсутствии изменений в технологическом процессе, сфере деятельности организации и физического адреса.

Можно ли обойтись без паспорта отхода?

Наличие паспорта отхода необходимо для нормального осуществления производственной и хозяйственной деятельности, связанной с хранением, транспортировкой, утилизацией и переработкой отходов. За ведение коммерческой и производственной деятельности без соответствующего паспорта на отходы предусмотрен административный штраф.

Более подробно о ценах и сроках разработки Вы можете узнать по

e-mail: eco-norman@mail.ru

Telegram: @econorman

WhatsApp: https://wa.me/79160442525

Но мы рекомендуем общение по телефону. Лучше один раз позвонить, чем долго переписываться.

телефон: +7(916)044-25-25